Евгений Цымбал: Дзига и его братья (2002). |
DZIGA VERTOV I EGO BRATIA / DZIGA AND HIS BROTHERS (CTB, Russia, 2002)
Dir: Evgeny Tsymbal; prod: Sergei Selyanov, Grigory Libergal; idea: Vladimir Nepevny; ph: Alexander Burov; ed: Evgeny Tsymbal, Vadim Astakhov, Natalia Volkova, Sergei Ryzhov; mus: Roman Riazantsev, i fratelli Pokrass / the Pokrass brothers; sd: Vladimir Golounin; narr: Nicolai Burov; Video, Beta SP, 52’, bn e colore / b/w & color, sonoro / sound, Seagull Films.
Versione russa, con sottotitoli in inglese / Russian narration, English subtitles.
Viewed at Cinema Ruffo, Sacile, Le Giornate del Cinema Muto (Vertov), 9 Oct 2004
Seagull Films: "Cinema families are a relatively rare phenomenon. One thinks of the Hustons, the Fondas, the Chaplins (Charlie and Geraldine), and now the Coppolas ... but not too many more. Arguably the greatest of these families, and one of the least known, in the United States at any rate, were the legendary Kaufman brothers of Bialystok: cameraman Boris Kaufman, cameraman/director Mikhail (originally Moisei) Kaufman, and the hugely inventive and influential Denis (originally David) Kaufman, better known to the world as Dziga Vertov, the founder of experimental documentary film."
"Evgeny Tsymbal’s award-winning Dziga and His Brothers recounts the brothers’ early formation in the predominantly Jewish city of Bialystok, youngest brother Boris’s early departure for France (where he would eventually film all of Jean Vigo’s masterpieces), the later migration, in the midst of revolutionary turmoil, of Mikhail and Denis to Moscow (where the latter would transform himself into "Dziga Vertov"), and their emergence as major figures of the Soviet cinematic avant-garde of the 1920s."
"We see Vertov and Mikhail rancorously parting ways in the wake of their ultimate collaboration (1929’s Man with a Movie Camera, one of the pivotal masterworks of world cinema), Mikhail’s development into a major documentary artist in his own right, and the increasingly fraught and crushingly oppressive political atmosphere in which the two Soviet brothers sought to work as creative filmmakers from 1930 onward. All the while, and interwoven with exquisite narrative control, we witness the vicissitudes of Boris’s life as he is forced to leave Nazi-occupied France, and his eventual emergence, after years of struggle, as one of the greatest post-WWII cameramen, working with such Hollywood masters as Elia Kazan and Sidney Lumet, and eventually fashioning a remarkable short film with Buster Keaton and Samuel Beckett."
"Narrating these complex life-stories in remarkably compelling and lucid fashion, and offering a wealth of new biographical information unavailable in any of the extant written accounts, Tsymbal’s film provides a vivid mapping of crucial epochs of 20th-century cultural and political history: Jewish Bialystok at the turn of the century; the Soviet Union from 1917 through the early 1980s; the political and artistic ferment of France in the 1930s; the traumas of displacement and persecution under the tsars, Stalin, and the Nazis; and Hollywood and America in the 1950s and 60s." (Seagull Films press release)
AA: I love this excellent documentary film with juicy details such as the story about Boris Kaufman having to swear in 1954 that he knew no Communists (while about to shoot On the Waterfront). Beta SP quality. No English subtitles. Instead, English spoken over interviews (dubbed), which is a limitation.
BEYOND THE JUMP BREAK: DATA FROM RUSSIAN WIKIPEDIA:
BEYOND THE JUMP BREAK: DATA FROM RUSSIAN WIKIPEDIA:
«Дзига и его братья» — неигровой фильм, снятый режиссёром Евгением Цымбалом в 2002 году. Картина, созданная на основе архивных фото- и кинодокументов и рассказывающая о жизни Дзиги Вертова, Михаила Кауфмана и Бориса Кауфмана, получила кинопремию «Ника» (2003).
Содержание
Действие фильма начинается в городе Белостоке, где в семье Фейги и Абеля Кауфманов один за другим рождаются три сына: Дзига, Михаил и Борис. На единственной сохранившейся фотографии они запечатлены все вместе; позже судьба разведёт их по разным странам: старшие будут жить в Советском Союзе, Борис по настоянию отца уедет во Францию.
Творческий союз Михаила и Дзиги складывается в начале 1920-х годов. Дзига Вертов считает, что кино не должно имитировать обычное зрение, а потому нужно постоянно искать новые ракурсы, менять скорость движения плёнки, направлять время вспять. Михаил смело осуществляет самые фантастические идеи брата; он так и останется его лучшим оператором. Но если старший — Дзига — живёт только киноискусством, то в жизни Михаила хватает места всему: общительный и обаятельный, он является душой любой компании.
Их пути расходятся после фильма «Человек с киноаппаратом» — полнометражной ленты, снятой без актёров и декораций. После разрыва становится понятно, насколько у братьев разный творческий почерк: Дзига удивляет зрителей психоделической «Симфонией Донбасса»; Михаил выпускает поэтичную и элегантную картину «Весной».
Тем временем Борис, для которого главной школой были картины его братьев, работает в Париже с Жаном Виго — они вместе снимают «Аталанту», «Ноль по поведению», «По поводу Ниццы». Череда испытаний наступает, когда режиссёр уходит из жизни, оставляя оператора в полном одиночестве. В годы войны Борису удаётся вывезти жену и сына за океан; за место под американским солнцем ему приходится бороться более десяти лет. Свой шанс Борис реализует, включаясь в работу над драмой «В порту». Лента получает восемь «Оскаров», в том числе за работу оператора.
В ту пору, когда Борис входит в расцвет мастерства, его братья переживают не лучшие времена. Дзига, вернувшись после войны из эвакуации, ощущает полную ненужность: в основном он занимается съёмками пафосного, наполненного официального сводками киножурнала «Новости дня». Во время борьбы с космополитизмом Вертова обвиняют в формализме; на упрёки он реагирует равнодушно, а знакомым, справляющимся о самочувствии, отвечает: «Обо мне не беспокойтесь. Дзига Вертов умер». Он уходит из жизни в 1954 году.
Михаил, который в 1930-х годах теряет жену-итальянку и ребёнка, так и не оправляется от потрясений; он продолжает работать в кино, но уже мало напоминает себя прежнего. Михаил Кауфман умирает в 1980 году в доме ветеранов. Вскоре настаёт черёд уйти и Борису — младшему из «самых, может быть, великих братьев в истории кино».
История создания
По словам Евгения Цымбала, он давно заметил, как сильно картины Дзиги Вертова отличаются от работ других документалистов; про себя он называл его фильмы «ритуальным кино». Когда студия «СТВ» предложила режиссёру создать ленту о братьях-кинематографистах, он не только погрузился в коллекции Госфильмонда России, но и начал изучать хранилища Франции и США. Из пятидесяти часов плёнки, отснятой Дзигой Вертовым, Цымбал просмотрел сорок четыре. Далеко не все увиденные материалы удалось включить в фильм; так, за кадром осталась редкая запись, на которой Борис Кауфман получает премию «Оскар». Во многом эти ограничения были связаны с финансами: за минуту использования американских архивных коллекций съёмочной группе приходилось платить до десяти тысяч долларов[1].
Предварительно написанного сценария у Цымбала не было; по его мнению, попытка работать по жёсткому плану вгоняет режиссёра в «прокрустово ложе заданной концепции», а снимаемая им картина приобретает «каталожно-библиотечный привкус». На стилистику фильма повлияли работы Романа Вишняка, в частности, его фотовыставка «Исчезнувший мир». Кроме того, общее настроение была задано открытками, присланными из Польши: они давали представление о жизни семьи букиниста Абеля Кауфмана в Белостоке[1].
Герои фильма
У Евгения Цымбала, автора «Дзиги и его братьев», была очень сложная задача — за пятьдесят две минуты рассказать об эпохе, жизненном пути и творчестве трёх таких крупных художников. На мой взгляд, фильм удался и как художественное произведение, и даже как учебное пособие для студентов, изучающих историю кино.
— А. Дерябин, «Искусство кино»[2]
При анализе фильма кинокритик Виктор Матизен отметил, что «история братьев Кауфман поразительна»: Борис снял во Франции и Америке множество шедевров и умер «признанным классиком», в то время как Дзига — «один из основоположников отечественной кинодокументалистики» — ещё при жизни оказался забытым в своей стране[2].
Когда обозреватель журнала «Искусство кино» Елена Леонова предположила, что «Дзига и его братья» — это «сага о победе характера», Цымбал ответил, что едва ли героев его фильма можно назвать победителями — у каждого из них в жизни были собственные драмы[1]:
Дзига Вертов, один из самых талантливых режиссёров мирового кино, семнадцать лет вынужден был заниматься ничтожной работой, подвергался травле и рано умер. Михаил Кауфман после трагических событий в начале 1930-х годов спрятался от неумолимой власти в научно-популярном кино и, в общем-то, не создал того, на что был способен. Борис, сняв три шедевра Жана Виго, четырнадцать лет перебивался случайными заработками, прежде чем достиг успеха.
Братья были совершенно разными: в Михаиле невозможно было заметить «мессианского пафоса Дзиги», Вертов оказался слишком талантливым для своего времени, а «абсолютный профессионал» Борис отличался крайней замкнутостью. Когда лента была смонтирована, режиссёр признался, что история каждого из них «заслуживает отдельного большого фильма»[1].
Создатели фильма
Евгений Цымбал — режиссёр
Евгений Цымбал — автор сценария
Александр Буров — оператор
Роман Рязанцев — композитор
Владимир Голоунин — звукорежиссёр
Николай Буров — закадровый текст
Вадим Астахов — монтаж, реставрация/чистка кинохроники
Награды и фестивали
2002 — кинофестиваль «Окно в Европу» (приз имени Саввы Кулиша)[3]
2002 — фестиваль документального кино «Россия» (Екатеринбург)[4]
2003 — кинопремия «Ника» («За лучший неигровой фильм»)[3]
Примечания
Евгения Леонова. Евгений Цымбал: «Дзига и его братья». Часть истории // Искусство кино. — 2003. — № 7.
Александр Дерябин, Татьяна Иенсен, Виктор Матизен. Екатеринбург-2002: сопричастность, или комплекс диктатора // Искусство кино. — 2003. — № 5.
Дзига и его братья (недоступная ссылка). Энциклопедия отечественного кино. Дата обращения 10 мая 2015. Архивировано 5 марта 2016 года.
Юлия Матафонова. Новая публицистика, или Любовь к кино // Урал. — 2002. — № 2.
No comments:
Post a Comment